Защита семьи

Защита семьи

«Государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни и здоровья ребенка, его нравственного состояния. Именно родители должны определять методы воспитания детей. Это является их правом и обязанностью. Недопустимо, чтобы государственное вмешательство в жизнь отдельных семей приводило к их подрыву. Такова позиция Церкви. Она является обязательной для всех православных».

Постановление Архиерейского Собора Русской Православной церкви 2013 г.


«Есть немало примеров, когда родительских прав лишают нормальных, любящих и работающих родителей. Некоторые случаи вмешательства в жизнь семьи носят просто абсурдный и издевательский характер. Непродуманное внедрение ювенальных механизмов, по сути, нарушение суверенитета семьи, может спровоцировать недоверие и разлад между родителями и детьми и даже прямую коррупцию, паразитирование некоторых недобросовестных чиновников на этих проблемах».

Владимир Путин, Президент России. Итоговая пресс-конференция, декабрь 2013 г.


В российской традиционной семейной культуре детско-родительские отношения строятся на авторитете родительской власти, взаимном чувстве любви и личной незаменимости как основе воспитания ребенка, презумпции добросовестности родителей в осуществлении родительских прав. Но вместо того, чтобы поддерживать эту традицию, мы видим, как она уничтожается в современной России. Действующее семейное законодательство основано на недоверии родителям и, как следствие, перекладывании их роли на плечи органов опеки, которые имеют чрезмерное влияние на жизнь семьи. Это наша реальность на протяжении многих последних лет.

Ювенальная юстиция (лат. juvenālis — юношеский; лат. jūstitia — правосудие) — правовая основа системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними или против несовершеннолетних.

Ювенальные технологии часто определяют как систему защиты прав детей, при которой права детей поставлены выше прав их родителей, принята презумпция виновности родителей, а детям директивно вменены некоторые обязательные к реализации права в ущерб их полноценному развитию. 

Мы убеждены, что ювенальная юстиция по своим задачам антисемейна, она  направлена на то, чтобы забрать у семьи ее воспитательные функции и передать их выполнение государственным или иным органам.

Конкретными проявлениями ювенальных технологий, которые мы видим в нашей стране, о которых нам сообщают родительские организации, являются многочисленные случаи изъятия детей из семей без достаточных на то оснований; антисемейная информационная политика, присущая многим либеральным СМИ; подрыв и дискредитацию института семьи через общественные и образовательные проекты, как правило финансируемые из-за рубежа; законодательные инициативы, продвигающие ювенальный подход; ювенальные принципы в программных документах власти.

Каждый год органы опеки изымают из российских семей около 160 детей. 70% из них разлучаются с родителями при отсутствии непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка. В особенно сложном положении находятся незащищенные слои населения - семьи, которые не могут себе позволить услуги юристов, не обладают необходимыми знаниями, не знают, куда обратиться за помощью, когда в их жизнь вмешиваются органы опеки. 

«Ювенальная юстиция - это идеология, чуждая нашему обществу, нашим семейным традициям. Она пришла к нам с Запада, с которым у нас исторически разные взгляды и подходы к воспитанию детей. Там социальные службы решают, в какой семье хорошо ребенку, пренебрегая правами родной семьи. Они хорошо финансируются, правда, эти деньги не направляются на поддержку семей, на помощь в трудоустройстве родителей, помощь с покупке жилья, - считает вице-президент Фонда святителя Василия Великого Елена Мильская. - Другая заинтересованная сторона - детские дома, которые также заинтересованы в распространении ювенальных технологий. На ребенка находящего в детском доме или в приемной семье, государство выделяет в шесть раз больше средств, чем кровной семье».

Фонд святителя Василия Великого, объединившись с другими просемейными общественными организациями и родительскими ассоциациями, всеми силами противостоит такому подходу. Мы против репрессивных мер против родителей, которые фактически раскалывают семью, разделяя ребенка и родителей. Это противоестественно. Конечно, мы не говорим о случаях, когда есть реальная угроза жизни и здоровью ребенка. Но таких случаев минимальное количество. 

Долгое время проблема ювенального беспредела в нашей стране замалчивалась. Во многом благодаря позиции Президента, озвученной им в 2013 году на Съезде родителей России, наш голос начинают слышать, а наши опасения начинают разделять. Крайне важно, чтобы к обсуждению законодательства в этой чувствительной сфере приглашались представители просемейных и родительских организаций, которые в ежедневном режиме общаются с пострадавшими семьями, разбирают РЕАЛЬНЫЕ случаи и владеют РЕАЛЬНОЙ статистикой.


Элементы ювенальных технологий в российском законодательстве:

  • Положения Семейного кодекса, связанные с отобранием ребенка из семьи. В существующем Семейном кодексе основания применения таких мер семейно-правовой ответственности, как лишение родительских прав, ограничение в правах и даже отобрание ребенка из семьи прописаны расплывчато. Фактически они позволяют отобрать ребенка по любому поводу, что поощряет произвольное ограничение родительских прав. 
  • ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В законе прописаны, но не даны определения понятий «воспитания», «отрицательного влияния», «семьи в опасном положении», «жестокого обращения» и т.д. Это дает возможность широких, вольных и субъективных трактовок.
  • Постановление Правительство РФ от 6 мая 2006 года № 272 о создании Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Комиссии наделены широчайшими полномочиями, включая превентивное правосудие, когда родителей по поводу и чаще без повода привлекают к административной ответственности.
  • ФЗ № 1048557-6 «О внесении изменений в статьи 15 и 16 ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“» и ФЗ „Об образовании в РФ“, предусматривающий создание государственной системы „Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам“ — КОНТИНГЕНТ. В декабре 2016 года Президент России Владимир Путин отклонил законопроект. Сейчас она находится на доработке в Государственной Думе. В случае принятия законопроекта появятся федеральная и региональные электронные базы, куда без ведома родителей будут заноситься любые данные о ребенке с момента его рождения. По сути речь идет о некоем электронном досье на каждого российского ребенка с очень широким перечнем данных: об успеваемости ребенка, его активности, здоровье, о родителях, ситуации в семье, СНИЛС, регистрации и гражданстве ребенка. Появление такой инициативы вновь демонстрирует недоверие родителям и вновь допускает ничем не обоснованное вторжение в семью, в личную жизнь человека.
  • Ст. 2 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Закон определяет здоровье как «состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма». Но «социальное благополучие» — это избыточный признак здоровья. Он делает статью расплывчатой и сложной для восприятия. А это позволяет правоприменителям трактовать закон необычайно широко. На основании такого размытого определения органы опеки делают упор на отсутствие социального благополучия и изымают детей из семьи в связи с угрозой их жизни и здоровью.
  • ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Допускает «социальное сопровождение», то есть надзор за гражданами без их воли и судебного решения, а также вторжение в их личную жизнь «для профилактики».


От лица православной общественности мы выступаем за:


  • принцип презумпции добросовестности родителей в Семейном кодексе. Семья — это святое и принцип родительской святости должен стать основополагающим в российском законодательстве;
  • ограничение полномочий органов опеки и попечительства, четкое регламентирование их работы с обязательно предусмотренной ответственностью за незаконные действия;
  • устранение размытых и допускающих широкое трактование формулировок и определений в семейном законодательстве;
  • расформирование Комиссий по делам несовершеннолетних.


Новости по теме:

Вице-президент Фонда святителя Василия Великого Елена Мильская: «Перегибы в семейном законодательстве должны быть устранены» 05.04.2017

«В России должна быть принята презумпция добросовестности родителей» 30.03.2017

Фонд святителя Василия Великого примет участие в обсуждении концепции родительско-детских отношений в Семейном кодексе 29.03.2017

«В России создана целая система ювенальной юстиции» 28.03.2017

«Решаем вместе»: Ювенальная система — геноцид семей т/к «Царьград» 26.03.2017

Каждый день в России из семей изымается 159 детей 03.03.2017

Фонд святителя Василия Великого примет участие в парламентских слушаниях, посвященных ограничению полномочий органов опеки и попечительства 27.02.2017