31 октября в Совете Федерации состоялись парламентские слушания: «Совершенствование семейного законодательства в целях обеспечения государственных гарантий защиты семей с детьми от разрушения и неблагополучия». В парламентских слушаниях приняла участие Вице-президент Фонда Святителя Василия Великого Елена Мильская.
Инициаторами дискуссии выступили Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитет Совета Федерации по социальной политике. В обсуждении приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти из 47 субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Верховного Суда РФ, научного сообщества, уполномоченные по правам ребёнка из 22 субъектов Российской Федерации, эксперты, деятели науки, специалисты в области семейного права, представители общественных родительских организаций.
За последние 3-4 года участились случаи изъятий детей из семей. Проблема расширения практики изъятий детей из семей и ювенальной юстиции была поднята 23 декабря 2016 года в ходе пресс-конференции Президента Российской Федерации В.В. Путина, по итогам которой 1 января 2017 года Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации, Уполномоченному по правам ребенка при Президенте Российской Федерации провести в срок до 1 марта анализ практики изъятия несовершеннолетних из семей с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью.
"Системный анализ российского законодательства и практики изъятий детей из российских семей, проведенный экспертами и специалистами Временной комиссии Совета Федерации по совершенствованию Семейного кодекса Российской Федерации, позволяет утверждать, что расширение практики изъятий детей у родителей (или иных лиц, на попечении которых они находятся) является следствием успехов социальной политики, в том числе связано с сокращением уровня социального сиротства", - отмечается в проекте Рекомендаций парламентских слушаний.
По данным из официальных источников в 2015 году было изъято из семей более 300 тысяч детей. 88,6% или 270 684 дети под видом их нуждаемости в социальной реабилитации, медицинском обследовании, государственной защите или государственной помощи. 11,4% или 34 698 изъяты у родителей в связи с отсутствием родительского попечения обоих или единственного родителя. Изъятия в форме отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью составили 4% (или 12 302 ребенка) от общего числа изъятий.
"Изъятия детей из семей не просто распространены, они воспринимаются органами системы профилактики как норма. Ежегодно в среднем более 300 тысяч детей, выявляемых органами системы профилактики, принудительно разлучаются с родителями. Систему нужно ориентировать не на отобрание ребенка, а прежде всего на социальную помощь семье. Граждане должны знать какие виды помощи есть, и не бояться обращаться за помощью. Органы опеки должны сначала выяснить ситуацию, разобраться, помочь семье, а не изымать ребенка сразу. Назрел серьезный и системный пересмотр законодательства в этой сфере. Родительскими организациями представлен целый ряд предложений по изменению ситуации, которые обсуждались на слушаниях", - отметила Вице-президент Фонда Святителя Василия Великого Елена Мильская.
В своём выступлении в ходе парламентских слушаний сенатор Елена Мизулина отметила, что необходима «перезагрузка» системы, смена приоритетов государственной политики по отношению к семье: "Отсутствие правового регулирования на уровне федерального закона порядков и процедур осуществления профилактической деятельности, в том числе порядка установления отсутствия родительского попечения, признания семьи находящейся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, отобрания ребенка, и привели к тому, что созданная в стране система профилактики работает на разрушение института семьи, порождая необоснованные изъятия, навязывание разнообразных мер профилактики, связанных с надзором за семьей".
Совместно с родительской общественностью сенатором Еленой Мизулиной подготовлен ряд системных законодательных предложений по изменению ситуации, связанной с изъятием детей. По мнению сенатора, в целом необходимо изменить 23 федеральных закона. Ряд законодательных предложений Елена Мизулина озвучила в ходе своего выступления на парламентских слушаниях в Совете Федерации.
Так, Елена Мизулина считает, что изъятие детей из семей должно стать крайней мерой защиты ребенка: «Действительно, вряд ли кто будет спорить с тем, что изъятие ребенка из семьи необходимо, когда есть угроза его жизни или здоровью. Но здесь не должно быть крайностей. Если же исходить из того, что семья- основной источник угрозы, то оправданным станет любое изъятие ребенка из семьи по любому, даже самому незначительному поводу».
Елена Мизулина полагает, что необходимо ввести запрет изъятий детей, кроме случаев изъятия путем отобрания ребенка в случаях и порядке, предусмотренных статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации, а также установить, что отобрание ребенка является крайней мера защиты ребенка, которая допустима при наличии трех условий, если: 1) пребывание ребенка в семье опасно для его жизни или здоровья, 2) реальная угроза исходит от родителей (лиц, их заменяющих), 3) и иного способа защитить ребенка не существует. При этом, уверена сенатор, представители органов опеки обязаны разъяснять родителям их права, фиксировать на камеру происходящее, а срок временного изъятия должен не превышать 2 суток. «Иначе мы искусственно плодим социальное сиротство. Чтобы этого не было, также надо менять законодательство», — объяснила парламентарий.
Мизулина предложила предусмотреть в законе перечень обстоятельств, наличие которых не может являться основанием для отобрания ребенка: «Отказ сделать прививку ребенку, задолженность по оплате услуг ЖКХ, бедность, отсутствие ремонта, развод, «педагогическая некомпетентность родителей» и прочие социальные причины, не связанные с преступными действиями родителей по отношению к ребенку или иным членам семьи, не должны быть в числе оснований отобрания ребенка».
«Малоимущие семьи, семьи, проживающие в коммунальной квартире или общежитии, семьи в процессе развода, семьи, в которых один из родителей потерял работу или заболел, – все в зоне повышенного риска. Практика показывает, что прежде всего это материнские и отцовские семьи с детьми (единственный родитель)-до 50% всех изъятых детей, многодетные семьи – примерно 25%. Законодательство наделяет органы системы профилактики неограниченными полномочиями в толковании критериев для изъятий», - поясняет Елена Мизулина.
Также Елена Мизулина считает, что необходимо возложить на органы опеки и попечительства и органы полиции "обязанность уведомлять имеющихся у ребенка родственников об оставлении ребенка без попечения родителей, предоставлять им преимущественное право на устройство ребенка в их семьи". Ещё одно предложение - введение административной и уголовной ответственности для сотрудников органов опеки и полиции за незаконное вторжение в семью. "Я считаю, что сотрудники полиции, органов опеки, иных органов власти должны нести ответственность за незаконное вторжение в семьи, незаконное изъятие детей, за превышение своих должностных полномочий", - заявила Мизулина.
Парламентские слушания стали продолжением масштабного диалога общественности, экспертного сообщества и законодателей на тему совершенствования семейного законодательства.