
Создание Основ государственной культурной политики — узловое событие, если размышлять о настоящем и будущем российского общества и государства в широкой исторической перспективе. Впервые за последние годы в Документе определено и четко заявлено, что именно культура лежит в основании народной жизни, играет центральную роль в деле преемственности поколений и утверждении базовых нравственных и духовных ценностей. Без ясной государственной стратегии в области культуры невозможно промыслить будущее и, соответственно, проводить плодотворную работу по преобразованию и укреплению России.
В Проекте совершенно справедливо отмечается, что осуществление последовательной и целостной программы развития российской культуры и российского общества потребует преобразований во многих сферах государственной жизни, в том числе уточнения и изменения правовых норм, проведения прозрачной и последовательной политики в области образования, научной и творческой деятельности. Именно поэтому очень важно, чтобы в этом документе были закреплены фундаментальные основания жизни страны, как они складывались на протяжении столетий, то есть введено понятие русской цивилизации, определены ее основания, а также обозначены те принципы и нормы, без которых культура (и часть ее — государство) теряют опору и смысл.
В этих обстоятельствах Благотворительный фонд Святителя Василия Великого предлагает обратить внимание на несколько существенных положений, которые по тем или иным причинам оказались вне поля зрения авторов Основ или исчезли из него в процессе работы над окончательным текстом. Без их учета, — с нашей точки зрения, — может пострадать целостность и практическая ценность всего документа.
- Дать определение понятию культура. Проведение целенаправленной политики, выработка стратегии развития, определение его основных задач и направлений немыслимо без ясного понимания, что есть культура, каково ее место в жизни общества. Между тем в окончательном варианте проекта исчезло определение, предложенное Министерство Культуры: «Культура — это исторически сложившаяся система ценностей и норм поведения, закреплённая в материальном и нематериальном культурном и историческом наследии». Не обсуждая достоинства именно этой формулировки, следует заметить, что очень важно понимать, что именно мы имеем в виду под культурой, как мы представляем ее территорию и границы, а также ее роль в системе общественных и государственных отношений.
- Определить православие как смысловой центр и стержень русской культуры. Культура возникает там и тогда, когда устанавливает religio (лат. — связь), то есть проекция частного и краткого отдельного существования на универсальные цели бытия, когда жизнь смертного человека обретает надежду, значение и смысл. Русская культура возникла, развивалась, обладает красотой и силой в свете православного христианства, его заповедей, ценностей, святоотеческой традиции. Именно через вселенский характер православия наши предки приобщились к общей истории человечества и осознали в ней свое место. Все формы русской культуры так или иначе связаны с православным христианством. Храм и монастырь оказали формообразующее влияние на русский пейзаж, разметили пространство и придали ему смысл и порядок. Известен старый градостроительный принцип Московской Руси: из каждого окна должна была быть видна церковь. Двунадесятые праздники ритмизируют русский быт и обиход. Эту ритмичность до конца не смогли подорвать даже послереволюционные гонения на Церковь и политика партийного атеизма. Православные понятия, образы, традиции, логика и эстетика глубоко вошли в русский язык, лежат в самых глубоких пластах народного сознания. Православие оказало формообразующее влияние на русскую мысль, без него не существует и невозможна русская философия. И тем более русская музыка, изобразительное искусство, литература находятся в непрерывном диалоге с Преданием и Писанием Православной Церкви, даже там, где отталкиваются от него. При этом православная культура ни в коем случае не противостоит другим укорененным в России культурным и религиозным традициям, но находится с ними в полнокровном общении, питает и развивает российский синтез. Истории известны удивительные примеры такого взаимовлияния и взаимообогащения культур, как на уровне бытового уклада, так и в области мысли, искусства, литературы.
- Ввести понятие русская цивилизация.Культура не существует вне истории. Она являет собой плод народной жизни во всей ее полноте и своеобразии. Не существует человеческого бытия вообще. В каждом случае оно отливается в определенные формы, которые создают уклад жизни и служат основанием для его творческого преобразования и переосмысления. Уход от корней чреват для народа и государства полной потерей исторического самосознания и, вместе с ним, своего места в мире. Русская цивилизация создана духовным, душевным, материальным трудом и творчеством русского народа. Российская государственность — плоть от плоти лада русской жизни, они неотделимы друг от друга. Культура же есть существенная часть, а с определенной точки зрения и стержень цивилизации. В варианте Проекта от 31.03.2014, говорилось о самобытном существовании России, об уникальном государстве-цивилизации, о собственном пути исторического развития, о необходимости «раскрываться миру, но не растворяться в нём». К сожалению, из итогового текста проекта все эти тезисы пропали. Напротив, появилась формулировка: «понимание традиционных для нашей страны нравственных ценностей основано на выработанных человечеством и общих для всех мировых религий норм и требований, обеспечивающих полноценную жизнь общества». Между тем само понятие «общие нормы и требования» — своего рода вербальный штамп, вроде «общечеловеческих ценностей» и т.п. Каждая цивилизация и культура в результате исторического развития, переосмысления базовых духовных и нравственных понятий, создает собственные ценности и формы, которыми живет и дышит. Речь не идет здесь о постоянных рассуждениях «Европа мы или не Европа», не о наших взаимоотношениях с «Азией», исламской или буддийской цивилизациями, так или иначе включенными в «российский синтез». Речь идет только о ясном понимании непреложного факта, что плодотворно взаимодействовать с другими культурами возможно только тогда, когда полноценно и глубоко переживается и осмысливается собственное духовное и культурное наследие. В противном случае все сводится к поверхностным заимствованиям, у которых нет ни глубины, ни перспективы, ни созидательной энергии.
- Дать представление о русской цивилизации как смысловом центре культуры народов России. Понятие русской цивилизации особенно важно для развития культуры, как объединяющего фактора в жизни многонационального российского народа. Культура может объединять разные этносы и социальные слои лишь благодаря тому, что в ней заложена система норм и принципов, отражающая общее понимание добра и зла, нормального и недопустимого, прекрасного и уродливого. Какими бы ни были этнические и региональные особенности — эта система ценностей разделяется всеми народами России. Поэтому любые упоминания о «культурной самобытности народов страны», о «культурном своеобразии каждого региона, каждого народа или этноса» должны сопровождаться оговоркой: данная самобытность существует исключительно в рамках общей для всех россиян системы ценностей. Россия издавна складывалась как многонациональное государство. При этом именно культура, как стержень цивилизации, была призвана играть объединяющую роль. Общее понимание бытия, в этой культуре заложенное, должно быть решительно поставлено во главу угла, а «региональные и местные особенности» — дополнять и украшать картину.
- Подчеркнуть роль культуры как фундамента социально- демографического благополучия общества. Состояние культуры, современное образование, наука и искусство напрямую связаны с социально-демографическим благополучием общества. Отсутствие целостного мировоззрения, кризис общепринятых представлений о человеческой участи и судьбе народа, а также проникновение, агрессия чуждых для всего строя российской жизни норм и представлений приводит к существенному ухудшению социально-демографических показателей. Растет преступность, алкоголизм, наркомания, увеличивается число самоубийств. В условиях обессмысливания повседневного существования подчас люди перестают заботиться о своем здоровье и тем самым сокращают свою жизнь. Роль культуры в деле возвращения смысла и ценности в жизнь каждого человека и всей нации трудно переоценить. И это должно быть обязательно прописано в Документе. Чем больше мы тратим денег на культуру, на борьбу с антикультурой, разрушительными стереотипами массового сознания, тем меньше их придется вкладывать в тюрьмы и больницы.
- Поддерживать и укреплять ориентацию на семейные ценности. Культура существует не только в государственных учреждениях, на театрах, специально подготовленных площадках и пр. Прежде всего национальная культура, воплощенная в уклад жизни, сохраняется, развивается и преображается в лоне семьи. Именно через семью каждый из нас входит в большое пространство цивилизации, в семье мы получаем базовые представления о смысле истории и назначении человека, о нравственных ценностях и моральных нормах, о наших возможностях и нашей ответственности. Именно поэтому государственная культурная политика в России обязана быть семейно-ориентированной. Культура и искусство призваны представлять, вести, изучать, воспевать и укреплять семью, обеспечивая таким образом связь и взаимопонимание поколений, единство прошлого, настоящего и будущего страны. Положение о принципиальном семейно-ориентированном направлении государственной политики в области культуры обязательно должно быть включено в Документ. Государству следует поддерживать те культурные учреждения, творческие инициативы и художественные произведения, которые служат укреплению семьи, повышению уровня ее самосознания и самооценки, углубляют чувство ответственности старших перед младшими и младших перед старшими, а также способствуют защите семьи от разрушительного влияния антикультуры, в том числе заимствованных правовых норм и институций, массовых медийных вторжений и т.п.
- Обеспечить научное и методическое обоснование созидательной роли культуры в условиях информационного общества. Мы живем в информационном обществе, и многие, в том числе заимствованные формы, которые тщатся представить себя культурой и искусством, по существу становятся антикультурой, разрушают целостный образ человека и служат обессмысливанию жизни. Необходимо разрабатывать научные методики, которые позволяли бы отличать культуру от антикультуры, искусство от его имитации и пародирования, и, как минимум, ни в коем случае не поддерживать деструктивные тенденции. Здесь чрезвычайно важно, чтобы подходы и принципы отношения к разного рода эстетическим концепциям и художественным феноменам основывались не на точке зрения отдельных чиновников, а на последовательном методическом и мировоззренческом анализе, с учетом исторического опыта и общественного мнения. Понятие о русской цивилизации и ясное представление о её основании — православной вере, убежденная установка на семейно-ориентированный характер культурного строительства, и также социально-демографическое сбережение России, необходимость противостояния деструктивным тенденциям в массовой культуре и элитарном искусстве должны стать стержнем культурной политики государства. Проект Основ государственной культурной политики не только обладает множеством достоинств, но уже сейчас продуктивно работает на будущее страны. Широкий общественный резонанс, который он получил и у своих сторонников, и у противников, свидетельствует, что необходимость последовательной государственной культурной политики назрела очень давно. Именно поэтому мировоззренческая полнота этого документа, его связь с историческим опытом и естественной для России иерархией ценностей имеет судьбоносное значение.